История


Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» появилась более двадцати лет назад как ответ сибирских территорий на процессы, которые к 90-м годам минувшего века привели к крушению Советского Союза.

Причины, заставившие руководителей Сибирского региона искать новые формы взаимодействия, лежат в социально-экономической плоскости. Кризисные явления конца 80-х – начала 90-х годов особенно негативно сказались на регионах Сибири, завязанных на нефтегазовом комплексе, когда быстро падали добыча нефти и угля, резко замедлились темпы прироста добычи газа, ускорились темпы падения фондоотдачи, производительности труда. Обострились все экономические противоречия и диспропорции. Заявила о себе дифференциация республик, краёв и областей, как по уровню развития производства, так и по уровню благосостояния населения.

Потеря управляемости региональными процессами со стороны союзного и республиканского центров, утрата координирующей роли Госплана, неготовность государственного аппарата к рыночным реформам на всех уровнях наводили руководителей сибирских регионов на мысли об интеграции.

Инициативу взяли на себя Советы народных депутатов и их исполнительные комитеты. Летом и осенью 1990 года в ходе ряда встреч и совещаний были определены основные контуры интегрированной экономической структуры, призванной объединить огромный природно-ресурсный, промышленный, трудовой и научный потенциал региона. Соглашение «Об основных принципах экономического сотрудничества местных Советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области» было подписано их руководителями 2 октября 1990 года в Кемерово и тогда же получило наименование «Сибирское соглашение», дав название и Межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия. Его авторство принадлежит Владиславу Стерлигову, занимавшего в то время должность заместителя председателя областного Совета народных депутатов Кемеровской области.

Документ зафиксировал основные принципы и задачи Соглашения:

– развитие взаимовыгодных экономических отношений, дальнейшее укрепление сложившихся горизонтальных межрегиональных производственных и торговых связей, строгое соблюдение дисциплины поставок;

– развитие установившихся и поиск новых, более эффективных форм делового сотрудничества в рамках сложившихся единых систем энергообеспечения, экологии, лесного и водного хозяйства;

– согласованное участие во внешнеэкономической деятельности;

– использование новых рыночных экономических структур;

– создание единой информационной системы по учету рынков ценных бумаг, товаров, труда и общих средств массовой информации;

– проведение совместных консультаций при принятии решений экономического и политического характера, затрагивающих интересы территорий и проводимых на уровне «республика – территория»;

– обмен информацией и разработками по обеспечению деятельности Советов.

16 ноября 1990 года в Новосибирске состоялось первое заседание Совета ассоциации, на котором были решены основные организационные вопросы. Кроме учредителей в заседании участвовали делегации Бурятской и Тувинской АССР, Иркутской области, Горно-Алтайской автономной области, Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов Все они были приняты в состав ассоциации.

Участники заседания утвердили Положение о Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», определившее основы её организационного строения и принципы деятельности до принятия устава. Высшим органом новой общественной организации стал Совет ассоциации, в который по должности входили первые руководители республиканских, краевых, областных и окружных Советов народных депутатов и их исполнительных комитетов (правительств в АССР). Для оперативного руководства и организации взаимодействия между территориями была образована исполнительная дирекция. Председателем Совета ассоциации участники заседания избрали В.П. Муху, председателя Новосибирского областного Совета народных депутатов. Исполнительную дирекцию возглавил А. В. Нестеров.

При обсуждении плана первоочередных совместных действий вносились предложения по организации производства и обмена товарами народного потребления, выпуску строительных материалов, помощи селу и другие вопросы. В первые месяцы существования «Сибирское соглашение» активно участвует в государственном строительстве (разработка проекта Конституции РФ) и обосновании принципов экономических отношений в Российской Федерации на период перехода к рыночной экономике.

Летом 1991 года Новосибирск с рабочим визитом посетил Б.Н. Ельцин, уже избранный Президентом Российской Федерации, но ещё не принесший присягу и не вступивший в должность. Он подписал основополагающее для ассоциации распоряжение «Вопросы деятельности Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Важнейший пункт этого документа гласил: «Оставлять в распоряжении членов ассоциации 10 процентов продукции, производимой предприятиями, расположенными в регионе, для формирования территориального фонда товарных и сырьевых ресурсов на основе региональных балансов производства и потребления с целью реализации этой продукции как внутри страны, так и за рубежом». За непростой для восприятия формулировкой – решение, позволившее сибирским субъектам Федерации значительно смягчить удар «шоковой терапии». Вскоре Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление «Об организации Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», ставшее юридической основой объединения вплоть до принятия уставных документов.

События августа 1991 года, последовавший затем распад СССР показали, насколько своевременно руководители сибирских территорий создали механизм экономической интеграции. Начало либеральных реформ в России разрушило традиционную экономику регионов. Поиск мер, снижающих их негативное воздействие, определил темы заседаний Совета того времени: о взаимодействии регионов по выходу из экономического кризиса; о концепции комплексной программы социально-экономического развития территорий; о выработке рекомендаций возможного решения финансовых проблем Сибирского региона; о единой ценовой политике и т.д. В центре внимания ассоциации в эти трудные для страны месяцы – проблемы аграрного сектора Сибири. Разрабатывается программа «Сибирский хлеб», вынашиваются планы крупносерийного производства сельхозмашин. Обсуждаются предложения по функционированию сибирского рынка зерна, программа производства пресс-подборщиков, создается корпорация по агропереработке.

В 1992 году на заседании Совета ассоциации в столице Республики Бурятия Улан-Удэ были приняты уставные документы «Сибирского соглашения», что позволило Министерству юстиции Российской Федерации чуть позже зарегистрировать МАСС, как одно из первых межрегиональных экономических объединений. Основные принципы деятельности ассоциации, её организационное строение в своей основе сохраняются до сих пор.

Спустя 7 лет, появился Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», на основании которого МАСС работает по настоящее время.

В соответствии с ним предметом деятельности Ассоциации является межрегиональная интеграция и социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а основной целью – обеспечение необходимых условий для этого.

Отработка и внедрение на региональном и межрегиональном уровнях новых методов управления в меняющихся условиях хозяйствования, законодательство и правотворчество, научная и технологическая политика, социальные и культурные программы, конверсия и промышленная политика, транспорт и связь, недропользование, агропереработка и сельхозмашиностроение, экология, инвестиционная и внешнеэкономическая деятельность, становление и развитие новых экономических отношений в торговле и предпринимательстве – вот основная часть содержания работы «Сибирского соглашения».

Ассоциация имеет трёхзвенную структуру управления. Высший орган – Совет ассоциации, объединяющий руководителей исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав «Сибирского соглашения». Совет собирается, как правило, не реже двух раз в год, посвящая свои заседания рассмотрению проблем, наиболее актуальных для регионов, а также проверяет выполнение уже принятых решений, разрабатывает меры по реализации намеченных планов и задач.

Текущую работу организует Исполнительная дирекция (с 2000 года – Исполнительный комитет). В обязанности Исполнительного комитета входят обеспечение контактов регионов друг с другом и с их потенциальными партнерами; информирование всех участников ассоциации о текущих делах и проблемах, которые готовятся к обсуждению; осуществление оперативной связи между территориями; работа по выполнению принятых решений. Исполнительным директором ассоциации (с 2000 года – председателем Исполнительного комитета) в феврале 1992 года был назначен В.И. Иванков, заведующий кафедрой Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, кандидат исторических наук.

Третьим звеном в рабочей схеме ассоциации стали отраслевые координационные советы, на которые возлагается детальная проработка межрегиональных проблем в профильных сферах. Координационный совет представляет собой компактный орган, включающий в себя представителей властных структур субъектов Федерации, экспертов высокого класса, рабочие группы и секретариат. Возглавляет каждый координационный совет, как правило, один из членов Совета ассоциации.

Сейчас в структуре МАСС работает 21 координационный совет. В сфере их влияния: промышленная и финансово-экономическая политика, проблемы АПК и инновационных технологий, энергетики, транспорта, товарных рынков, науки и образования, космического мониторинга, местного самоуправления, физической культуры и спорта, здравоохранения и т. д.. В деятельности координационных советов принимает участие более 700 специалистов-управленцев Сибирского региона. Постоянно проводится широкомасштабная работа по анализу положений действующего законодательства, затрагивающего интересы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Сибири в различных сферах, а также практики его применения. Предложения по совершенствованию федерального законодательства, в основе которых лежит анализ практической деятельности органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в МАСС, анализ федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, направляются в Государственную Думу Российской Федерации.

В повестках дня Совета ассоциации в год его официальной регистрации, что было тогда крайне важно – структура производства и проблемы социальной защиты населения, вопросы стабилизации и развития транспортного комплекса, нормализации обстановки в фармакологической промышленности и борьбы с преступностью.

1993 год был ознаменован выходом «Сибирского соглашения» на международную арену. Совет обсуждал программу совместных действий в сфере внешнеполитической деятельности, принял решение о разработке региональной программы международных исследований, о создании Сибирского центра Российского национального комитета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (РНК ТЭС).

Ещё одно знаковое для «Сибирского соглашения» событие произошло в 1993 году: впервые в работе Совета ассоциации принял участие премьер-министр России, в Томск к сибирякам приезжал В.С. Черномырдин.

В том же 1993 году на Совете ассоциации в первый и последний раз рассматривалась политическая ситуация в стране. Сначала потребовалось дать оценку центробежным тенденциям, назревавшим в Федерации. «Сибирское соглашение» приняло жёсткое заявление, осуждающее попытки раскола России. Сделать это было важно ещё и потому, что и в адрес самой ассоциации доносились из столицы обвинения в сепаратизме, в стремлении отколоть Сибирь от России. Не один год пришлось убеждать, что проблема не в отделении некоторых территорий от России, а в том, чтобы выстроить равноправные отношения между регионами и центром. «Сибирское соглашение» никогда не вступало в конфронтацию с Москвой, но и свою линию отстаивало последовательно и чётко.

Стремление выстроить равноправные отношения с центром были реализованы в форме соглашений о сотрудничестве с Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации. Действовали соглашения с Минтопэнерго, МИДом, Министерством культуры. Постоянными партнерами ассоциации стали Российская Торгово-промышленная палата и Российское космическое агентство. Позднее были заключены соглашения о сотрудничестве с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг Российской Федерации (ФКЦБ), а также с Московской и Сибирской межбанковскими валютными биржами. По предложению ассоциации и администрации Омской области было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан.

Суммируя итоги первого этапа становления «Сибирского соглашения», необходимо отметить, что в период 1990 по 1993 годы накапливался опыт межрегионального экономического сотрудничества, отрабатывался механизм взаимодействия сибирских регионов и федерального центра по проблемам выхода России из кризисной ситуации и социально-экономического развития территорий, формировались принципы и методы адаптации хозяйствующих субъектов к условиям «шокового» перехода к рыночной экономике.

Второй этап деятельности «Сибирского соглашения» связан с работой над крупными, фундаментальными темами развития Сибири с расчётом на долголетнюю перспективу. По инициативе Губернатора Омской области Л. К. Полежаева, избранного в 1994 году на пост Председателя Совета ассоциации, «Сибирское соглашение» обратилось к проблемам топливно-энергетического комплекса Сибири.

В ТЭК к этому времени накопилось немало негативных тенденций, представляющих угрозу энергетической безопасности не только Сибири , но и страны в целом. Добыча нефти сократилась почти в два раза, угля – на одну треть, уменьшилась выработка электроэнергии. Вторая проблема – старение производственного аппарата в отраслях ТЭКа: лишь 15 % оборудования отвечали мировому уровню. Вопросы состояния и развития топливно-энергетического комплекса Сибири рассматривались в Тюмени в присутствии премьер-министра В.С. Черномырдина; с тех пор все основные решения МАСС принимались совместно с Правительством.

Это позволило «Сибирскому соглашению» в сотрудничестве с СО РАН разработать Энергетическую стратегию Сибири, которая определила основные цели, приоритеты, задачи и средства реализации структурной, инвестиционной и технической политики развития топливно-энергетического комплекса региона. Реализация её предполагала создание Сибирского оптового рынка электроэнергии и мощности, общесибирской программы энергосбережения, разработку проектов реструктуризации угольной промышленности и газификации Сибири и другое. Для обеспечения энергетической безопасности региона Совет ассоциации предлагал ввести отдельную защищённую статью в федеральный бюджет и бюджеты всех уровней на оплату потребителям электроэнергии, закупку первичных энергоресурсов предприятиями и организациями, финансируемыми из бюджета.

К проблемам ТЭКа ассоциация обращалась не раз. Так, в условиях острейшего напряжения социально-экономической обстановки в Кузбассе в присутствии премьер-министра Е.М. Примакова рассматривались в 1999 году проблемы реструктуризации угольной отрасли. Принятые решения позволили на время нормализовать положение.

Неоднократно возвращался Совет ассоциации и к проблемам обеспечения регионов сжиженным и природным газом. Специалистами «Сибирского соглашения» был разработан проект программы газификации Западной Сибири на период до 2005 года.

Для сибирских территорий с их огромными расстояниями всегда особое значение имели и имеют тарифы на железнодорожные перевозки, а климатические условия обусловливают особое отношение к тарифам на электроэнергию. В Тюмени в 1995 году сибирякам удалось убедить премьер-министра не повышать в ближайшие годы тарифы на транспортные услуги и энергопотребление, что позволило промышленным предприятиям региона значительно снизить издержки производства продукции, улучшить экономические показатели.

В период экономических реформ в промышленности Сибири произошёл резкий спад производства, при этом в базовых отраслях и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Его падение по ряду объективных и субъективных причин достигло критического уровня. В судьбе сибирской «оборонки», как в зеркале, просматривается печальная участь российской промышленности. Причины кризиса оборонной отрасли очевидны. Основная из них связана с проволочками в осуществлении военной реформы, с длительным отсутствием национальной концепции обороны.

Понимание того, что главные трудности оборонной промышленности России обусловлены несовершенством управления, недостатками финансового обеспечения, непродуманной конверсией, слабой кадровой политикой центра, заставило руководителей и специалистов республик, краев и областей Сибири, директорский корпус территорий в рамках Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» взяться за разработку принципов новой промышленной политики для России. Среди важнейших шагов, предпринятых на региональном уровне, надо назвать действующую с 1996 года в Омске выставку военной техники, вооружений и конверсионных проектов.

В 1996 году Совет ассоциации вновь возглавил В.П. Муха, незадолго перед тем выигравший выборы на пост главы администрации Новосибирской области.

В аграрном секторе ассоциация в это время сделала ставку на развитие в Сибири сельскохозяйственного машиностроения. Формированием единого рынка АПК занят «Сибирский аграрный дом», который выстраивал оптимальные схемы взаимодействия науки и производства, внедрения передовых технологий, машин, оборудования. Реализуется программа строительства комбикормовых заводов и производства комбикормов. Совместными усилиями сибирских территорий создается регулируемый рынок производства и оборота алкогольной продукции, разрабатывается программа «Лён Сибири».

В 1998 году, на заседании Совета ассоциации в Улан-Удэ обсуждался проект реформы жилищно-коммунального хозяйства в Сибири. Было очевидно: состояние ЖКХ территорий критично и мало приспособлено к работе в экстремальных ситуациях. В принятом решении содержались кардинальные изменения подходов к реализации реформы ЖКХ, предложенной Правительством России.

Насколько правы оказались руководители регионов, показала холодная зима 2000-2001 годов. Понадобились многомиллионные финансовые возмещения затрат сибирским территориям, связанные с дополнительным финансированием объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, ликвидацией последствий аварий и катастроф. Президент Российской Федерации В.В. Путин вынужден был провести в феврале 2001 года в Томске специальное совещание, посвященное положению дел в коммунальном хозяйстве.

Названными направлениями в эти годы деятельность Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» не исчерпывается. В центре её внимания и проблемы экологической безопасности Сибири, и сохранения здоровья её многонационального населения, возрождения культуры, развития образования. Эффективная реализация большинства программ зависит от характера финансирования. Кризисные явления последних лет значительно затормозили этот процесс, поэтому о некоторых проектах можно говорить, как о состоявшихся, другие же только разворачиваются.

Но есть проблемы, которые в поле зрения «Сибирского соглашения» находятся постоянно. К их числу, прежде всего, относятся вопросы бюджета, межбюджетных отношений, налоговой политики. Именно по инициативе и при настойчивости ассоциации вопросы формирования бюджета государства впервые стали предметом широкого обсуждения Правительства России с обеими ветвями власти российских территорий, а при разработке Налогового и Бюджетного кодексов учитывалось мнение сибирских регионов.

Начало этому процессу было положено в декабре 1994 года на совместном совещании руководителей федеральных органов власти и 40 субъектов Федерации – от Урала до Дальнего Востока.

Главными проблемами в то время были подавление инфляции и поиск конкретных механизмов финансирования федеральных и региональных расходов. Именно тогда встал вопрос о необходимости для нашей страны реального бюджета, пусть жесткого, но выполнимого и справедливого для всех субъектов Российской Федерации. В итоге обсуждения Правительство согласилось переработать методику распределения трансфертов, усилить государственное регулирование естественных монополий, включить в бюджеты последующих лет механизмы привлечения инвестиций в регионы. Благодаря поддержке сибирских территорий бюджет 1995 года был в начале года принят.

С этого времени проработка бюджета страны с участием руководителей и специалистов территорий Сибири стала правилом. Более того, эти «бюджетные слушания» вышли на новый уровень – они не обходились без участия председателей Правительства и вице-премьеров. Был пройден путь от прямой поддержки бюджета 1995 года через частичную поддержку бюджетов 1996-1998 годов и одобрения с учетом замечаний к проектам Налогового и Бюджетного Кодексов до острой критики бюджетов 1999-2000 годов и концепции основных направлений бюджетной политики и реформирования межбюджетных отношений.

Августовский кризис 1998 г. окончательно показал иллюзорность представлений о возможности принятия реального бюджета без поддержки регионов. «Члены Совета ассоциации, – не раз подчеркивал его Председатель – Губернатор Томской области В.М. Кресс, возглавлявший ассоциацию с 1998 по 2001 год, – и впредь будут готовы поддержать Правительство при условии чёткого сохранения линии на необходимость принятия реального, пусть даже жёсткого бюджета, сокращения государственных расходов. Увы, бюджетная политика все ещё недостаточно согласована с программами социально-экономического развития и потребностями регионов, а методика распределения трансфертов по-прежнему дает эксклюзивные преимущества ряду регионов». В 2000 году замечания и предложения по концепции бюджета впервые обсуждались созданной в Государственной Думе депутатской группой «Сибирское соглашение».

И более чем через 20 лет позиция и настойчивость ассоциации в этом крайне важном государственном вопросе по-прежнему оправдывает себя. Так, в очередной раз были подготовлены поправки к проекту федерального Закона № 94775-5 «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.», увеличивающие финансирование по разделу «Межбюджетные трансферты» на 36,8 млрд. руб. для всех субъектов РФ, которые в итоге были приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Особое место во втором десятилетии деятельности Межрегиональной ассоциации занимает работа над комплексными программами и проектами социально-экономического развития Сибири. Первым таким документом стала федеральная целевая программа «Сибирь» («Основные направления экономического и социального развития Сибири на период до 2005 года»). Она стала самой крупной из всех разрабатывавшихся в постсоветском пространстве долговременных федеральных целевых программ развития регионов как по территориальному охвату (19 субъектов Федерации), так и по масштабам решаемых проблем и размерам потребных финансовых ресурсов. Создавалась программа при деятельном участии ученых и специалистов Сибирских отделений Российской Академии наук, Академии медицинских наук и Академии сельскохозяйственных наук.

Решение о разработке федеральной целевой программы «Сибирь» было принято на XXI заседании Совета «Сибирского соглашения» в Омске и реализовано в Указе Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина (принявшего участие в работе Совета) от 19 мая 1996 г. «О дополнительных мерах федеральной поддержки экономического и социального развития Сибири». В 1998 году её подготовка завершилась, и в декабре того же года Правительство утвердило программу. В ФЦП «Сибирь» были представлены программы развития базы минерально-сырьевых ресурсов, топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химического, лесопромышленного, агропромышленного, транспортного и строительного комплексов, реализации социальной и экологической политики, развития районов Крайнего Севера и внешнеэкономических связей. Сибирские территории представили свои предложения по строительству и реконструкции конкретных объектов, имеющих особую значимость для формирования инвестиционной политики в рамках «Сибирского соглашения».

Программа получила свое развитие в «Стратегии социально-экономического развития Сибири 2000–2010 гг.», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 07.06.2002 N 765-р «О Стратегии экономического развития Сибири» и в реализуемой в настоящий момент «Стратегии социально-экономического развития Сибири 2010 - 2020 гг.» (утверждена Правительством Российской Федерации 5 июля 2010 года), которые также создавались при активном участии ассоциации.

К сожалению, в бюджете Российской Федерации на 1999 и 2000 годы средств на финансирование мероприятий программы не нашлось. Это свидетельствовало не только о недооценке Правительством важности ускоренного развития наиболее эффективных «точек роста» Сибирского региона, но и говорило об отсутствии в России эффективного механизма реализации столь масштабных программ.

Это был важный урок. Выступая 18 ноября 2000 года в Новосибирске на совещании с участием руководителей республик, краёв и областей, входящих в состав Сибирского федерального округа, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил особую значимость обсуждения проблем государственной стратегии развития Сибири, поскольку они «являются ключевыми, неотложными и стратегическими, потому что судьба Сибири всегда была определяющей для страны». Подчеркнув: «чтобы быть точными в своих действиях, нам нужно понять, в чём приоритеты и для России в целом, и для Сибири, в частности», - Президент поставил задачу разработать в течение 2001 года концепцию развития Сибири. Реализовать это указание было поручено полномочному представителю Президента в Сибирском федеральном округе, Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» и Сибирскому отделению РАН.

С образованием новой структуры государственного управления – Сибирского федерального округа наступает новый этап развития и деятельности «Сибирского соглашения». Ассоциация в эти годы тесно взаимодействует с Аппаратом округа в решении задач социально-экономического развития регионов, и с 2001 года заседания Совета ассоциации проходят совместно с Советом при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе.

За это время сложилась устойчивая практика совместного проведения Советов, на которых обсуждаются актуальные проблемы Сибири, коллективно вырабатываются решения по реализации тех задач, которые ставят Президент России и Правительство Российской Федерации.

Координационные советы в наступившем новом тысячелетии наполнились новым содержанием, эффективно обеспечивая разработку и дальнейшую реализацию различного рода межрегиональных проектов. В рамках совета по промышленной и научно-технической политике с 2007 года развивается межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение». Впервые для решения столь масштабной задачи был реализован принцип региональной специализации.

Используя накопленный научно-технический задел, постоянно взаимодействуя друг с другом, регионы Сибири сформировали десять новых подотраслей развития производства инновационной продукции, востребованной как народным хозяйством Сибири, так и России в целом. Омская область разработала и приступила к реализации двух подпрограмм «Машиностроение для ТЭК» и «Транспортное машиностроение», Алтайский край – подпрограммы «Аграрное машиностроение», Иркутская область – «Машиностроение для ЖКХ и строительства», Кемеровская область – «Угольное машиностроение», Красноярский край – «Машиностроение для горно-рудной промышленности» и «Лесное машиностроение», Новосибирская область – «Электротехническое машиностроение», Томская область – «Медицинское машиностроение» и «Точное приборостроение и нанотехнологии». Таким образом, началось формирование территориальных научно-технологических кластеров.

В рамках координационного совета по лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу разработана программа формирования инновационного монопроекта «Сибирь – Дальний Восток», который обсуждался в Минпромэнерго, Минрегионразвития, Ассоциации лесопромышленников России и был представлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. Министерствам промышленности и энергетики, образования и науки, финансов РФ поручено подготовить предложения по созданию на территории Сибири (в г. Красноярске и г. Иркутске) центров по разработке и производству машин для лесного хозяйства, по проектированию и авторскому сопровождению проектов по глубокой переработке древесины, по подготовке рабочих кадров и специалистов лесного комплекса. Так, в рамках проекта ООО «Алтай-форест» завершено строительство завода по выпуску древесно-стружечной плиты мощностью 70 тыс. куб. м. в селе Ларичиха Алтайского края.

Предварительная стоимость инновационного монопроекта лесопромышленного комплекса «Сибирь – Дальний Восток» составляет 440 млрд. руб.

В рамках работы координационного совета по транспорту подготовлена и активно реализуется Межрегиональная целевая программа «Развитие региональной и малой авиации на территории Сибири на период 2009–2015 годы».

Координационный совет по сельскохозяйственной политике и продовольствию Сибири, согласно резолюции I съезда работников АПК Сибири, прошедшего 25 октября 2007 года, совместно с СО РАСХН разработал Межрегиональную схему специализации сельскохозяйственного производства в субъектах Федерации СФО. В настоящее время она принята как основа для оптимизации использования аграрного потенциала регионов, развития межрегиональной кооперации и создания единого продовольственного рынка Сибири.

Следующей стратегически важной задачей стало формирование научно-производственно-внедренческой системы АПК в целях обеспечения ускоренного развития инновационного процесса в его отраслях.

Под эгидой координационного совета по космическому мониторингу Сибири велась работа по реализации пилотного проекта по созданию региональной навигационно-информационной системы Сибирского федерального округа, включающего единую систему высокоточной спутниковой навигации на основе космических систем ГЛОНАСС и GPS, систему мониторинга и управления в кризисных ситуациях, включая подсистемы мониторинга критически важных объектов и перевозок опасных грузов, систему мониторинга и управления транспортным комплексом, систему мониторинга и управления сельским, лесным, водным и нефтегазовым хозяйством.

Кроме того, ассоциацией реализуется ряд пилотных проектов. В частности, Исполком МАСС, Правительство Республики Алтай и группа компаний «Золотая корона» изучили опыт применения «Социальной карты» в Новосибирской области. В результате был подготовлен проект «Социальная карта жителя Республики Алтай» с внедрением транспортного приложения социальной карты при использовании механизма возмещения затрат перевозчикам пассажиров (держателей социальных карт).

Осуществляются пилотные проекты микрокредитования начинающих предпринимателей в ряде муниципальных образований Новосибирской области, Красноярского края, других субъектов Федерации. При этом по совместным рекомендациям администраций муниципальных образований и профессиональных объединений предпринимателей реализуются схемы беззалогового кредитования предпринимателей.

Исполком МАСС совместно с аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и органами исполнительной власти субъектов Федерации постоянно ведут плановую работу по организации обучения должностных лиц местного самоуправления и депутатов представительных органов местного самоуправления в соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Совета законодателей Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» от 29 марта 2006 г. Для этого были приняты и реализуются в настоящее время региональные целевые программы по государственной поддержке обучения государственных и муниципальных служащих.

Координационным советом по местному самоуправлению подготовлены и изданы 20 книг серии «Управляем сами» общим тиражом более 70 тыс. экземпляров. Книги предназначены для должностных лиц и специалистов органов местного самоуправления (в частности, «Местное самоуправление в схемах и таблицах», «Основы организации и развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях», «Массовое микрокредитование на селе: опыт, проблемы, перспективы (на примере пилотного проекта, реализованного в Сибирском федеральном округе)»). Они содержат практические рекомендации и направлены во все муниципальные образования Сибирского федерального округа. Необходимо отметить ещё один успешный издательский проект ассоциации - «Сибирские сказы», направленный на развитие межэтнических связей и эстетическое воспитание юных сибиряков. В этой серии, в замечательном красочном оформлении вышли книги: «Берегиня», «Забайкалье –золотая моя колыбель», Хан-Тонис» на темно-сивом коне, «Алтай –Беловодье», «Небесное зеркало».

МАСС проводит отраслевые съезды специалистов, которые стали эффективной формой взаимодействия власти, бизнеса и общественных структур сибирских регионов, и являются неотъемлемой частью гражданского общества России. За последние годы были проведены четыре съезда строителей Сибири, по два съезда инженеров и работников образования Сибири, по одному съезду энергетиков Сибири, работников АПК.

На съездах строителей подводились итоги реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» и обсуждались задачи, проблемы и перспективы развития строительного комплекса сибирских регионов, таких как введение саморегулирования и преодоление последствий финансового кризиса, повлекшего резкое снижение потребительского спроса на строящуюся недвижимость.

На съезде работников образования в 1999 году делегатами съезда была принята резолюция, утверждающая необходимость скорейшего перехода к новым государственным образовательным стандартам, работа над которым началась вскоре после этого, а сейчас они начинают внедряться в учебный процесс. На втором съезде, прошедшем в 2008 году, были подведены итоги приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования в регионах Сибири, сформулированы актуальные требования к модели современного образования.

В Сибирском федеральном округе по инициативе МАСС с 2001 года организована работа по содействию формированию и поддержке деятельности межрегиональных (окружных) некоммерческих профессиональных объединений предпринимателей в различных секторах экономики. Совместно с профильными некоммерческими организациями осуществляется подготовка к саморегулированию в таких отраслях как строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, а также деятельности кредитных кооперативов.

В общей сложности при поддержке МАСС активно работают более 30 таких организаций. К примеру, при поддержке Исполкома МАСС создано и осуществляет свою деятельность Некоммерческое партнерство «Межрегиональное объединение сибирских электротехнических предприятий» (МОСЭП), «Ассоциация информатизации образования Сибири» и многие другие. Только при координационном совете посельскохозяйственной политике и продовольствию Сибири работает 7 таких объединений. В соответствии с решением III Съезда строителей Сибири, состоявшегося 25-26 сентября 2008 года в городе Белокуриха Алтайского края, в 2009 году в Сибирском федеральном округе созданы и включены в реестр саморегулируемых организаций 15 профессиональных объединений строителей, проектировщиков, изыскателей Сибири.

В целом, работа МАСС, в которую вовлечены не только органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, но и ученые СО РАН, СО РАСХН, СО РАМН, представители малого, среднего и крупного бизнеса, общественные организации, имеет актуальное значение. На протяжении более 20 лет она обеспечивает эффективное взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации с Правительством РФ и Советом Федерации РФ в сфере социально-экономического развития Сибири. В работе Советов МАСС неоднократно принимали участие первые лица государства: Председатель Верховного Совета РФ (1991 г.), Президент РФ (1996 г.) Ельцин Б.Н., Председатель Правительства РФ (1993 г., 1995 г.) Черномырдин В.С., Председатель Правительства РФ (1999 г.) Примаков Е.М., и.о. Председателя Правительства РФ (1999 г.), и.о. Президента РФ (2000 г.) Путин В.В.

За период существования ассоциации председателями Совета избирались:

  • 1990-1994 годы: глава администрации Новосибирской области В.П. Муха;
  • 1994-1996 годы: глава администрации (губернатор) Омской области Л.К. Полежаев;
  • 1996-1998 годы: глава администрации Новосибирской области В.П.Муха;
  • 1998-2001 годы: глава администрации (губернатор) Томской области В.М. Кресс;
  • 2001-2002 годы: губернатор Иркутской области Б.А. Говорин;
  • 2002-2004 годы: глава администрации Алтайского края А.А. Суриков;
  • 2004-2007 годы: губернатор Красноярского края А.Г. Хлопонин;
  • 2007-2010 годы: губернатор Новосибирской области В.А. Толоконский;
  • 2010-2013 годы: Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия В.В. Наговицын;
  • 2013 - по настоящее время Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия В.М. Зимин.

В свое время, принимая решение об образовании ассоциации, руководители Сибирских регионов не имели опыта построения межрегиональной, межотраслевой интеграции в рыночных условиях. Пришлось создавать уникальные механизмы, способные исполнять координирующую роль в новой системе экономических отношений. Сегодня можно говорить уже о новой межрегиональной инфраструктуре, являющейся основой для реального механизма интеграции в Сибири. На неё может опираться федеральный центр в определении региональной политики по самым различным направлениям деятельности. Идеологическая основа при разработке подобных программ остается неизменной: государственность, работа на перспективу, интеграцию и социально-экономическое развитие Сибири и России в целом.