• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


ХОД ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ В 2022 ГОДУ ВХОДЯЩИХ В МАСС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБСУДИЛИ НА ЗАСЕДАНИИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ФИНАНСАМ, НАЛОГАМ И БЮДЖЕТУ

23 декабря 2022

Заседание состоялось в Новосибирске под руководством председателя Координационного совета МАСС по финансам, налогам и бюджету, заместителя председателя Правительства Красноярского края – министра финансов Красноярского края Владимира Бахаря.

В обсуждении вопросов совершенствования бюджетного и налогового законодательства, реализации мероприятий, направленных на устойчивое развитие региональных финансов, повышения финансовой грамотности населения приняли участие представители Министерства финансов России, руководители отраслевых органов исполнительной власти регионов Большой Сибири.

Обращаясь к коллегам с приветственным словом, Председатель Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Геннадий Гусельников отметил: «Задача финансовых органов – обеспечить запас прочности для регионов, чтобы все принятые обязательства, в первую очередь, социального характера, были обеспечены ресурсами. Это сложнейшая и ответственная задача, и сегодня мы имеем возможность открыто, лицом к лицу обсудить, насколько выполнимой она оказалась, какие трудности пришлось преодолеть и какие перспективы нас ожидают».

Владимир Бахарь, в свою очередь, выразил благодарность Правительству Новосибирской области за гостеприимство и подчеркнул важность обсуждаемых вопросов: «Меры, которые реализуют сегодня регионы, направлены на поддержку населения и бизнеса, тех отраслей экономики, которые в ней нуждаются. В сегодняшних условиях это особенно актуально».

DSC09000.JPG

С докладом об особенностях формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов выступила заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации Дарья Хворостухина. Она особо отметила, что «поддержка регионов была приоритетом для федерального уровня в 2022 году». Дополнительные дотации, по её словам, были направлены Минфином РФ, прежде всего, на реализацию национальных проектов и выполнение Указов Президента России. Среди приоритетных задач регионов на будущий год Дарья Хворостухина назвала равномерное использование средств федерального бюджета в течение года, контроль достижения показателей федеральных программ.

О ходе исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в МАСС, в 2022 году, рассказала первый заместитель министра финансов Красноярского края Ольга Собещанская. В своём выступлении она остановилась на негативном влиянии внешних вызовов на социально-экономическую ситуацию субъектов Сибирского федерального округа. В частности, усиление санкционного давления ведёт к ограничению международного сотрудничества, изменению торгового баланса, ограничениям в финансово-кредитной системе, что, в свою очередь, влияет на ускорение инфляции и ухудшение результатов деятельности хозяйствующих субъектов.

С темой актуализации законодательства в сфере закупок и налогового законодательства как инструмента обеспечения стабильности экономик субъектов Российской Федерации выступил заместитель Председателя Правительства Новосибирской области – министр финансов и налоговой политики Новосибирской области Виталий Голубенко.

Одной из важнейших сегодняшних задач он назвал повышение технологического суверенитета. Для этого, как считает Виталий Голубенко, необходимо перенацелить региональные госпрограммы на поддержку технического перевооружения под производство конкретной продукции: медикаментов, продуктов питания, строительных материалов, оборудования для оснащения социальных объектов.

Предложение, озвученное Виталием Голубенко, – в статье 14 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе…» дать полномочия субъектам РФ: устанавливать минимальную обязательную долю закупок у поставщиков, определять орган исполнительной власти субъекта, уполномоченный на разработку и ведение регионального реестра поставщиков, определять особенности осуществления закупок для достижения заказчиком региональной минимальной доли.

DSC09008.JPG

Заседание продолжилось обсуждением второго вопроса – о реализации и совершенствовании региональных программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения субъектов РФ, входящих в МАСС, и опыте вовлечения граждан в бюджетный процесс.

Об опыте Томской области рассказали заместитель Губернатора Томской области – начальник департамента финансов Томской области Александр Феденёв и руководитель проекта «Ваши личные финансы» Михаил Сергейчик. Они представили информационный портал, который содержит различную информацию: по рефинансированию и реструктуризации кредитных обязательств, предоставлению кредитных каникул, определению мошенничеств в финансовой сфере и другим вопросам.

Опыт Кемеровской области представили коллегам первый заместитель председателя Правительства Кемеровской области – Кузбасса, министр финансов Кузбасса Игорь Малахов и начальник управления по взаимодействию с организациями финансового рынка Администрации Правительства Кемеровской области – Кузбасса Вера Гончарова.

В частности, они рассказали о мероприятиях программы повышения финансовой грамотности населения Кузбасса: проекте «Финансовый экспресс», онлайн-лагере «Финансовая грамотность 42», обучении воспитанников детских домов. Кроме того, в регионе действует цифровая платформа финансовой грамотности населения, которая в 2021 году была включена в каталог лучших региональных практик по финансовой грамотности по итогам федерального форума «От финансовой грамотности к финансовой устойчивости: тренды, кейсы, форсайт 2030».

Заседание Координационного совета МАСС по финансам, налогам и бюджету продолжилось докладом «Об опыте реализации пилотных проектов в отраслях социальной сферы в рамках Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». О перспективах государственного социального заказа в Алтайском крае рассказал заместитель председателя координационного совета МАСС по финансам, налогам и бюджету, заместитель председателя Правительства Алтайского края, министр финансов Алтайского края Данил Ситников.

DSC09018.JPG

Государственный социальный заказ на оказание государственных услуг в социальной сфере – документ, устанавливающий основные показатели, характеризующие качество, объём оказания государственных услуг в социальной сфере, а также содержащий указание на способ определения исполнителя государственных услуг в социальной сфере.

Цели реализации заказа – обеспечение доступа социально-ориентированных коммерческих и некоммерческих организаций, ведущих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению; обеспечение доступности таких услуг; создание мотивации для государственных (муниципальных) учреждений к повышению качества оказываемых ими услуг. К направлениям деятельности относятся социальное обслуживание, санаторно-курортное лечение, оказание паллиативной медицинской помощи, спортивная подготовка и другие.

В Алтайском крае апробация государственного социального заказа осуществляется на базе региональных Министерства социальной защиты и Министерства здравоохранения.

Среди проблемных вопросов при реализации заказа Данил Ситников назвал проблемы организационного характера, низкий уровень нормативных затрат, отсутствие рынка услуг и конкуренции, зарегулированность большим количеством нормативных правовых актов, недоверие граждан к некоммерческим организациям.

Вместе с тем, Данил Ситников озвучил предложения по механизму реализации социального заказа, такие как: подключение к Единому порталу государственных услуг; продолжение работы над информационной поддержкой негосударственных организаций; упрощение регуляторной базы; поддержка рынка исполнителей услуг; проведение разъяснительной работы с гражданами.

По итогам обсуждения этого вопроса было решено предложить представителям субъектов Российской Федерации, в которых реализуются пилотные проекты в отраслях социальной сферы в рамках Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ, направить в адрес исполнительного комитета МАСС дополнительные предложения по их реализации.