• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


СИБИРСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ ОЩУТИЛИ ГРАНИЦУ ФИНАНСОВОЙ ПРОЧНОСТИ РЕГИОНОВ

25 октября 2013

Региональные программы развития во всех регионах СФО подлежат пересмотру в сторону «оптимизации».

К такому выводу пришли участники совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента РФ в СФО и Совета МА «Сибирское соглашение» в Омске. Причина – значительно выросшая в последний год напряженность региональных бюджетов, вызванная необходимостью выполнения майских указов президента, а также ряд федеральных инициатив по изменению налогового и бюджетного законодательства.

томенко

Новая схема разграничения полномочий между регионами и федеральным центром ведет к утрате самостоятельности большинства региональных бюджетов. Если в 2012 году в целом по России исполнили бюджет с дефицитом 57 субъектов федерации из 82, то по итогам 2013 года таких будет не менее 60, - отмечает академик РАН Кулешов, со ссылкой на министра финансов РФ Антона Силуанова. По его данным, общий размер задолженности субъектов федерации в сентябре текущего года составил 1,2 трлн рублей (почти 10%от объема доходов федерального бюджета),и продолжает увеличиваться. При этом 33 региона имеют долг более 50% от собственных доходов. Прогноз относительно развития этой ситуации, экономист дипломатично назвал «неблагоприятным».

Многие представители регионов объясняют это необходимостью выполнять «майские указы президента». Напомним, в мае 2012 года, практически сразу после вступления на пост главы государства, Владимир Путин подписал несколько указов об экономической и социальной политике, здравоохранении, образовании и науке, об обеспечении граждан доступным жильем и повышении качества услуг ЖКХ. В значительной степени они направлены на решение социальных проблем, повышение зарплаты врачам и учителям, повышение качества жизни населения.

За реализацией этих указов аппарат главы государства строго следит. Не так давно в Новосибирске прошло заседание комиссии при полномочном представителе Президента в СФО «по вопросам реализации указов главы государства от 7 мая 2012 года».

«Надо признать, что реализация этих указов не обеспечена финансированием в достаточной мере, - говорит председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко, - А собственных возможности региональных бюджетов ограниченны».

«Указы президента побудили нас к тому, чтобы мы актуализировали и достали из глубинки проблемы, которые существуют с ветхим и аварийным жильем, с жильем для детей-сирот, с очередями в детские сады, - признает министр экономразвития Иркутской области Руслан Ким, - Но для Иркутской области для решения всех этих проблем необходимо дополнительно получить около 300 млрд в ближайшие 2 года, а это три областные бюджета по состоянию на 2012 год».

Между тем правительство РФ инициирует дальнейшее ужесточение бюджетной политики, ведь федеральные обязательства по расходам на оборону, реформирование силовых структур, не говоря уже о чемпионате мира по футболу и Сочинской олимпиаде тоже растут.

«С 2010 по 2012 годы налоговые отчисления Красноярского края в федеральный бюджет выросли с 300 до 530 млрд рублей, тогда как собственные доходы консолидированного бюджета края составили в 2010 году 146 млрд, в 2012 - 150 млрд рублей», - констатирует Виктор Томенко.

По его словам, основными факторами снижения поступлений доходов в региональный бюджет за последние годы стали такие решения федерального правительства, как отмена льгот по таможенным пошлинам на экспорт нефти и по налогу на добычу нефти на месторождениях Восточной Сибири; введение института консолидированного налогоплательщика по налогу на прибыль организаций, снижение поступлений акцизов на бензин в связи с более быстрым, чем планировалось, переходом нефтезаводов на производство топлива более высокого класса, а также сокращение недропрользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду на величину расходов на реализацию проектов по полезному использованию попутного газа.

Даже при беглом взгляде на этот перечень, очевидно, что лишь часть изменений благоприятно сказались на инвестиционном климате и облегчили налоговое бремя для бизнеса. Многие из них – это просто перераспределение доходов в пользу федерального центра.

В результате несмотря на то, что край постоянно увеличивает свой вклад в государственную казну, его собственные доходы остаются практически неизменными. Ни о каком стимулировании экономической активности регионов здесь и речи не идет. Более того, за слишком хорошую работу регион могут в некотором роде «наказать».

«В результате плановой работы, которую правительство региона проводило на протяжении последних 4-х лет по снижению госдолга, мы теперь по факту имеем псевдо «бюджетную обеспеченность». – рассказывает Руслан Ким. – И за это нас наказали дважды. Во-первых, мы теперь не получаем никаких дотаций на сбалансированность бюджета, поскольку практически не имеем заемных средств и не берем бюджетные кредиты, и во-вторых, нам увеличили до максимума, до 50% долю софинансирования по всем проектам и программам, реализуемым при участии федеральных средств. И мы всерьез опасаемся, что это не позволит нам реализовать намеченные приоритетные проекты в рамках комплексного развития Сибири».

Если экономически сильные регионы опасаются за судьбу своих программ развития, то территории, в бюджете которых всегда перевешивала федеральная составляющая, вынуждены просить помощи в центре почти по любому поводу.

«Авария на ТЭЦ в поселке Хову-Аксы в декабре 2012 года показала всю слабость районных и муниципальных котельных, - признает первый заместитель председателя правительства Республики Тыва Михаил Козлов. – Сегодня мы тратим порядка 400млн рублей из нашего небогатого бюджета на строительство новой котельной. Мы ее построим, но вопрос поддержки этого процесса из федерального бюджета для нас очень актуален. На сегодняшний день нет ни одной федеральной программы, которая бы способствовала или стимулировала, создавала благоприятные условия для строительства такого рода объектов в районах.
Следующий вопрос, который для нас очень важен – это теплоснабжение региональных центров. Город Кызыл уже более 10 лет не имеет возможности развиваться из-за жуткого дефицита по теплу. И то, что мы не имеем ни финансовых, ни административных, ни экономических рычагов воздействия на собственника по развитию своего теплового объекта, очевидно, нуждается в серьезной корректировке».

«Акты прямого действия, которые появились в последнее время, практически вымыли наши бюджеты развития,- признает президент республики Бурятия Вячеслав Наговицын. - Если раньше при формировании ФЦП по развитию Дальнего Востока и Забайкалья, в нашем бюджете было четко выделено 25 % на развитие, и мы хотя бы на свои деньги как-то рассчитывали, то сегодня у нас одни текущие расходы, больше ничего нет»...

«Ситуация в региональных бюджетах достаточно напряженная. Мы планируем по году их дефицит где-то на уровне 1,2% ВВП. Для них это очень много: свободно распоряжаться консолидированные бюджеты могут примерно 8% ВВП (это без учета целевых межбюджетных трансфертов и дорожных фондов). Для одного года - это не катастрофически. Но доходы у них вряд ли сильно вырастут, а расходы будут наращиваться из года в год. Указы президента будут постепенно усиливать давление на статьи расходов на заработную плату, пишет завлабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики имени Е.Т.Гайдара Владимир Назаров. - В итоге ситуация может выйти из-под контроля. Сначала произойдет остановка капитального строительства, снижение инвестиций в инфраструктуру. Наибольшая угроза нависла над ЖКХ(расходы на дороги защищены дорожными фондами). Этот резерв будет выбран очень быстро. Начнутся задержки по выплате зарплат, и где-то между этими событиями- массовые походы в Минфин. Проблема в том, что в слабых регионах не проводилась реструктуризация бюджетной сети: для этого нужны капитальные расходы. Например, чтобы закрыть малокомплектные школы, надо сделать нормальные базовые школы, дороги к ним и школьный автобус, то есть первоначальные инвестиции».

Один из возможных выходов озвучил на омском совещании Вячеслав Наговицын: «У нас огромная страна, и мы все разные и по бюджетной обеспеченности, и по производительности труда, и по природно-климатическим условиям, но почему-то государство отказалось от точечного или регионального регулирования. Но мы же видим, что единая налоговая система, единые железнодорожные тарифы не делают страну единой, а наоборот, разобщают. С 2014 года мы уходим в мегапроекты, территориальных практически не остается. Мы будем строить БАМ, Транссиб, ВСТО, причалы и так далее. Это все прекрасно, но в ситуации, когда у нас нет бюджетов развития, мы не сможем поддержать ни садики, ни школы, это народ сразу увидит, и мы опять столкнемся с отрицательными миграционными потоками. Мне кажется, сегодня надо на уровне правительства обсудить вопросы точечной настройки. Чтобы подтягивать отстающие субъекты, а не пытаться всех грести под одну гребенку».

Подробнее: http://www.resfo.ru/branches/17-news-branches/2744-sibirskie-gubernatory-oshchutili-granitsu-finansovoj-prochnosti-regionov.html

RESFO.ru