• "Сибири и ее проблемам я посвятил главную часть всей жизни, и ее дальнейшая судьба и роль в судьбах нашей Родины навсегда останется мне близкой"
    Михаил Лаврентьев
  • "Подъем Сибири и Дальнего Востока - это наш национальный приоритет на весь XXI век"
    Владимир Путин
  • "Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном"
    Михаил Ломоносов
Печать


АНДРЕЙ ЖУКОВ: "ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ БЕЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА НЕ БЫВАЕТ"

17 апреля 2018

Сегодня идет разработка стратегии развития макрорегиона «Сибирь». На какие точки роста должны опереться разработчики в первую очередь, что необходимо сделать, чтобы ликвидировать дисбаланс в развитии сибирских краев и областей, какова в этом роль Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», - об этом мы беседуем с председателем исполкома МАСС Андреем Жуковым.

1111111111сайт.jpg

Глобальный проект с пользой для всех

- МАСС выступила с инициативой во взаимодействии с Минэкономразвития и учеными СО РАН приступить к разработке Стратегии развития макрорегиона «Сибирь». Как будет проходить работа и что, по-вашему, нам даст новая стратегия?

- Действующая Стратегия развития Сибири до 2020 года, в разработке которой МАСС также принимал непосредственное участие,завершается. В скором времени мы ожидаем появления Стратегии пространственного развития России. Однако уже понятно, что роль и место макрорегионов в ней не очерчены со всей определенностью. А этот вопрос крайне важен для комплексного и эффективного развития сибирских территорий. Мы считаем, что Стратегия развития Сибири до 2030 года должна строиться на новых прикладных исследованиях, а не использовать статистические данные прошлых лет. Но проведение столь масштабных исследований должно происходить комплексно и не может быть поручено одной конкретной организации. Поэтому необходимо создание проектного офиса, который включит в себя представителей СО РАН и других научных организаций, Исполкома МАСС, общественных организаций – ассоциаций хозяйствующих субъектов и предпринимателей. Работа по созданию такого офиса уже завершается, и до 1 августа предложения о проекте будущей Стратегии мы внесем в Правительство РФ.

Что дает нам сама Стратегия? Прежде всего, она поможет выявить преимущества каждого Сибирского региона, снизит уровень прямой конкуренции между ними, поможет снять ограничения региональных инфраструктур, четко определит перспективы каждого межрегионального проекта. Также мы сможем четко понять динамику спроса и предложения в региональных экономиках. Поясню на примере. Допустим, в Новосибирской области решили построить цементный завод, чтобы не только удовлетворить собственные потребности, но и продавать цемент в соседние регионы. Дело хорошее? Несомненно. Однако ровно в то же самое время такие же заводы решили построить Омская область, Томская область и Алтайский край. И вот заводы построены, цемента много, а девать его некуда. Стратегия развития Сибири и применение макрорегиональных экономических подходов позволит избежать подобных ситуаций.

Стратегия поможет не только оценить все региональные природные и иные ресурсы, но и целесообразность постройки обрабатывающих производств на территориях, перспективы оборудования транспортных путей к этим производствам. Она позволит значительно увеличить горизонт экономического планирования. Словом полноценного развития без стратегического подхода не бывает. Это будет совершенно конкретный глобальный проект с пользой для всех.

- Мы знаем, что исполком МАСС готовит информацию для выработки общей позиции по поддержке сибирской промышленности.

- Это поручение было нам дано во время недавнего совещания в полпредстве по вопросу использования ресурсов Государственной информационной системы промышленности (ГИСП) для продвижения промышленного потенциала субъектов СФО. Фонд Развития Промышленности РФ выделяет льготные займы примерно по 20 отраслевым направлениям для финансирования проектов развития промышленности. При этом важное значение уделяется данным ГИСП. Но потенциал этой системы используется не в полном объеме. Так в ней зарегистрировано всего лишь около 350-ти сибирских промышленных предприятий.

Во многом такая ситуация сложилась потому, что единые нормативы закрепления промышленных субъектов в ГИСП отсутствуют. В систему сложно попасть субъектам с малым и средним объемам производства. Также на территории Сибири работает много «дочек» крупных промышленных компаний. Сами компании в ГИСП зарегистрированы, а филиал туда уже не попадает, что неправильно. Мы работаем над предложениями по формированию позиции по поддержке сибирской промышленности, общей для Минпромторга РФ, Фонда Развития Промышленности, ГИСП и промышленных субъектов. Это должно снять барьеры при государственной поддержке промышленных предприятий.

Время требует изменений

- Совсем недавно произошло переформатирование структуры исполкома МАСС, чем не устраивала прежняя структура?

- Начнем с того, что наши учредители в декабре 2016 года поставили перед Исполкомом МАСС задачу: выйти на конкретные проекты, программы, мероприятия, обеспечивающие эффективное социально – экономическое развитие сибирских регионов. Для выполнения этой задачи нами была разработана и запущена проектная система управления, для чего были изданы необходимые положения и регламенты, проведено обучение сотрудников и утверждены соответствующие поправки в Уставы Ассоциации и Исполкома.

Кроме того, не будем забывать, что прежняя структура Исполкома утверждалась очень давно. С тех пор многое изменилось, в том числе и требования федерального законодательства к деятельности таких объединений как МА «Сибирское соглашение». Мы привели структуру в соответствие требованиям и получили полноценные инструменты для эффективной работы по реализации наших проектов и программ.

- В основу системы работы Исполкома МАСС сегодня положена бимодальная система управления. Что это значит?

- Само название подсказывает, что система управления состоит из двух организационных блоков. Первый – процессный. В него входят те подразделения и сотрудники, которые отвечают за стабильность и эффективность работы Исполкома в целом. Второй блок – проектный. Его специалисты формируют портфель перспективных проектов и обеспечивают его реализацию.

Помимо этого, мы начинаем формировать так называемые проектные команды, в которые, для реализации проектов привлекаем внештатных профессионалов. Это перспективный подход, который на практике позволяет добиться лучших результатов.

- Недавно изменился состав Совета МАСС. Его председателем в начале марта был избран Глава Тувы Шолбан Кара-оол.

- Прежде всего я хочу сказать, что и Глава республики Хакасия Виктор Михайлович Зимин, который председательствовал в Совете с 2013 года, и Владимир Алексеевич Варнавский, председатель Законодательного Собрания Омской области, который был заместителем Председателя Совета МАСС, оба отдали много сил и времени работе в ассоциации. За это все мы им безмерно благодарны.

2 марта на Совете были избраны новый Председатель - глава Республики Тыва Шолбан Валерьевич Кара-оол, и заместитель Председателя - Оксана Витальевна Козловская, Председатель Законодательной Думы Томской области. Много новых лиц появилось и в Исполкоме МАСС. Это профессионалы в области проектной деятельности, с опытом организации транспортной инфраструктуры олимпийского Сочи, решения задач по развитию экономики Крыма. Им по плечу серьезные проекты самого высокого уровня, начиная от разработки проектных предложений, упаковки проекта и его презентации, до реализации на всех этапах. У нас подобралась отличная команда.

Проект как метод развития экономики

- Сегодня основной упор в работе Исполкома ассоциации делается на проектный подход. Какие проекты сегодня вы бы выделили как архиважные для Сибири?

- Проекты не могут разделяться на архиважные, важные и неважные. Они могут быть разными по объему финансирования, трудозатратам, по перечню регионов, предприятий, учреждений, которых они касаются. Но все они двигают вперед экономику, увеличивают благосостояние сибирских территорий и людей.

У нас есть перспективные направления, в рамках которых появляются проекты. К примеру, недавно мы достигли договоренности с Российско–Китайской Палатой по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией, согласно которому Исполком МАСС становится представителем Палаты в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Представляете, какие возможности в плане появления новых перспективных проектов по развитию экономики сибирских регионов открывает такое сотрудничество? Это направление действительно можно назвать, если хотите, архиважным.

Считаю, что эффективность проектного подходаоправдывает себя по умолчанию. Не случайно сегодня и перед Правительством РФ Президент ставит задачи по запуску и реализации конкретных проектов, а не только программ и стратегий. Проектный подход – это то, за счет чего сегодня развивают и двигают свои экономики передовые страны мира. И в рамках МА «Сибирское соглашение» первые значимые результаты мы увидим уже по итогам этого года.

Добавлю, что утвержден план работы ассоциации «Сибирское соглашение» на 2018 год. Его формирование происходило на основе обратной связи с нашими регионами. Каждый из них отправил нам соответствующие предложения, мы проанализировали эти запросы, выделили перспективные аспекты регионального и межрегионального развития и в итоге сформировали план, в который вошли около пятидесяти различных мероприятий.

Основные направления плана – это, в первую очередь, экономическое и социальное, развитие приграничного сотрудничества, повышение инвестиционной привлекательности сибирских регионов, а так же работа по обобщению и применению позитивного опыта, который был получен ранее в ходе работы МАСС.

- Звучало предложение создать отдельный объект государственного управления, который сможет заниматься развитием макрорегиона «Сибирь» в целом.

- Действительно, такие предложения звучат. Но надо понимать, что структура по управлению экономическим макрорегионом «Сибирь» понадобится только тогда, когда будет определен статус самого макрорегиона, стратегия его развития, его границы. В течение последних четырех лет на федеральном уровне был принят целый ряд важнейших документов, согласно которым, к сентябрю 2018 года должны появиться проекты Стратегий социально-экономического развития макрорегионов в России. Так что это вопрос ближайшего будущего.

Вы посмотрите в каких объемах пришли инвестиции на Дальний Восток и Северный Кавказ, после того как их стали рассматривать в качестве макрорегионов и определили соответствующие управленческие структуры. Миллиарды и триллионы рублей. Убежден, что такой же подход сработает и в Сибири. Некая государственная структура – оптимальный централизованный вариант.

Татьяна ЭМИХ