Печать |
Пресс-конференция в формате телемоста Новосибирск - Красноярск состоялась в ТАСС (Новосибирск). На ней обсудили дальнейшие планы развития региональных авиаперевозок из крупнейших аэропортов СФО.
О тенденциях и дальнейших планах развития региональных авиаперевозок из крупнейших аэропортов Сибири рассказали: генеральный директор международного аэропорта Толмачево Евгений Янкилевич и генеральный директор международного аэропорта Емельяново Андрей Метцлер (по видеосвязи из Красноярска).
В ходе мероприятия с докладом о проблемах развития региональной авиации в СФО, а также о возможностях получения регионами дополнительной господдержки выступил начальник управления проектной деятельности Исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" Алексей Фурсов.
Приводим полный текст его выступления:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Повышение транспортной доступности в регионах России, в том числе развитие региональной авиамаршрутной сети является важным фактором для социально-экономического развития регионов и страны в целом.
Важность данного вопроса неоднократно подчеркивалась Президентом Российской Федерации Владимир Владимировичем Путиным.
Наиболее обсуждаемой мерой, принятой Правительством Российской Федерации в целях осуществления региональных воздушных перевозок и формирования региональной маршрутной сети, является субсидия, предоставляемая из федерального бюджета в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242.
Следует отметить что в правила предоставления указанной субсидии ежегодно вносятся корректировки и дополнения.
В период с 2013 по 2015 год Исполнительным комитетом Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» был реализован Межрегиональный проект развития региональной и малой авиации на территории Сибири до 2015 года.
В результате реализации проекта были созданы элементы системы обслуживания населения Сибири услугами региональной и малой авиации, сочетающей в себе выполнение государственных и технологических функций, а также предоставление широкого спектра коммерческих услуг в сфере грузовых и пассажирских авиаперевозок, авиаработ, подготовки летных кадров, развитии авиаспорта.
Также по итогам реализации проекта авиапредприятиями Сибири была получена субсидия из федерального бюджета.
В целях реализации задач, поставленных Президентом России, а также в соответствии с поручением Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Сергея Ивановича Меняйло Исполнительным комитом Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» совместно с АО «Аэропорт Толмачево» на основании предложений, принятых на расширенном заседании Экспертной группы по развитию авиации в Сибирском федеральном округе 24 мая 2017 года, прорабатывался вопрос подготовки информационно-аналитических материалов и предложений в Минтранс России по совершенствованию мер государственной поддержки региональных перевозок пассажиров с учетом географических
и социально-экономических особенностей Сибирского федерального округа.
В ходе указанной работы было разработано и согласованно с заинтересованными сторонами техническое задание на разработку и научное обоснование Стратегии, основных направлений и предложений по развитию системы государственной поддержки развития региональной авиации в Сибирском федеральном округе, включая обоснованные предложения по внесению изменений в действующие программы субсидирования региональных перевозок.
Также Аэропортом Толмачево была разработана схема долевого участия заинтересованных сторон в финансировании разработки указанной Стратегии и предложений по изменению в постановление 1242.
Участвовать в финансировании проекта согласились 5 авиакомпаний и 6 аэропортов Сибирского федерального округа.
Однако в марте 2018 года Аэропорт Толмачево обратился в Исполком «Сибирское соглашение» с просьбой приостановить реализацию проекта по причине утверждения Правительством Российской Федерации 13 февраля 2018 года Постановления № 150 о внесении изменений в правила предоставления субсидий на осуществление региональных воздушных перевозок.
Отмечу, что основными для Сибирского федерального округа изменениями стало увеличение протяженности субсидируемых маршрутов с 1200 км до 2400.
И как я говорил ранее изменения в постановление 1242 вносятся ежегодно и позицию Аэропорта Толмачево о приостановлении работ по подготовке Стратегии по развитию системы государственной поддержки развития региональной авиации в Сибирском федеральном округе считаю не совсем обоснованной.
Надеюсь, Евгений Якирович в своем выступлении пояснит указанный вопрос.
Однако хочу отметить что субсидия — это не панацея, а механизм поддержки, призванный помочь развитию региональных авиаперевозок.
С учетом специфики функционирования авиасообщения, при который авиаперевозчик получает доход только от пассажиропотока, а аэропорт и от пассажира потока, и от количества рейсов и от аэропортовой инфраструктуры возможны механизмы развития авиации без привлечения государственных субсидий.
Дело в том, что аэропорт получает доход от перевозчика за счет аэропортовых тарифов и сборов, часть из которых регулируется государством, а часть определяется аэропортом в соответствии с его бизнес-планом.
Перевозчик при этом закладывает стоимость аэропортовых тарифов и сборов в цену билета, то есть она ложится на конечного потребителя.
Получается, что не только государство может субсидировать перевозки, чтобы обеспечить их адекватную стоимость, но и аэропорт может снижать для отдельных авиакомпаний стоимость нерегулируемых со стороны государства сборов.
Еще один не менее важный вопрос — это вместимость воздушного судна, с которым перевозчик выходит на рейс.
На нераскатаных еще маршрутах воздушные суда большей вместимости не заполняются полностью, следовательно, перевозчик несет финансовые потери и ему необходима либо субсидия от государства, либо предоставление возможности менять тип воздушного судна в соответствии с текущим пассажиропотоком.
Что готов предложить Исполнительный комитет МА «Сибирское соглашение»?
С учетом имеющегося у нас опыта и при условии наличия заинтересованности у субъектов авиатранспортной деятельности мы готовы разработать для отдельного перевозчика и аэропорта или группы аэропортов и перевозчиков эффективную стратегию развития региональной сети.
Такая стратегия будет опираться на анализ:
- пассажиропотока и его прогноз;
- наличия альтернативных видов транспорта на предполагаемом маршруте;
- инфраструктурных возможностей аэропорта и парка воздушных судов перевозчика.
В рамках стратегий будут разработаны взаимовыгодные схемы взаимодействия перевозчик-аэропорт, реализованы возможности и стратегии получения тех или иных видов поддержки со стороны государства, необходимые для запуска и развития маршрута (субсидии, лизинг на ВС, налоговые маневры).
фото: ТАСС (Сибирь)